ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ И РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Игра для ребёнка – неотъемлемая часть жизни. Через неё он познаёт мир, учится вести себя в различных ситуациях. Игрушка же – мощный инструмент воздействия на рост и развитие психических, интеллектуальных и творческих способностей. Правильно подобранные игрушки развивают в детях все самые положительные черты характера, закладывают основы поведения в старшем возрасте. Хорошая игрушка должна забавлять и радовать малыша, вызывать позитивное отношение к окружающему его миру. В процессе игры дети учатся бережному отношению к любимым вещам, внимательности и усидчивости.

Под влиянием игрушек происходит развитие творческих способностей, памяти, мышления. Воображение малыша рисует определённые сюжеты, в своих играх он подражает поведению взрослых и даже корректирует его согласно своим собственным представлениям. Кроме того, именно в процессе игры происходит активизация речевой активности, совершенствуется моторика.

Игрушки разные нужны...

В период с рождения и вплоть до школы дети большинство времени воспринимают мир в форме игр. Именно игровая деятельность преобладает в жизни малыша, посредством неё он учится размышлять, фантазировать, сочувствовать и помогать, примеряет на себя различные роли. Главным средством в детских играх является игрушка. Благодаря ей он познаёт цвета, формы, фактуру предметов, учится наделять игрушку внутренними качествами. Ещё в дошкольном возрасте закладываются основы личностных качеств, проявляются творческие задатки. Благодаря игрушкам даже у крохи можно обнаружить приверженность тому или иному виду деятельности.

Взрослый воспринимает игрушку всего лишь как некий предмет, который может быть полезен ребёнку, например, в обучении. Однако для малыша – это важный элемент ещё и эмоционального, психического развития. Дети привязываются к любимым игрушкам, наделяя их определёнными чертами, воспринимают их как друзей, путешествуют и спят с ними.

Первые игрушки для самых маленьких направлены на развитие слуха и зрения – это подвижные модули над кроваткой, которые могут иметь и музыкальное сопровождение, а также погремушки и прочие предметы, издающие различные звуки – писк, шуршание и т. д.

По мере взросления детские игрушки становятся сложнее и разнообразнее. Они участвуют в непосредственном развитии воображения, внимания, памяти. В играх у ребёнка развивается пытливость, любознательность, стремление к придумыванию различных игровых сюжетов.

Родители должны позаботиться о том, чтобы у ребёнка были разные по предназначению игрушки, хотя большинство из них объединяют в себе как развлекательную, так и познавательную функции. Некоторые, на первый «взрослый» взгляд, непрактичные и бесполезные игрушки, например мягкий заяц или кот, на самом деле могут помочь развить в малыше ласковое отношение к животным, ответственность за более слабых, и тогда у него не возникнет желания дёрнуть настоящего котёнка за хвост.

Не следует отказывать малышам и в игрушках, которые способны просто развлечь, – тявкающий щенок, хомяк-повторюшка или заводной петушок с барабаном могут вызвать у малыша смех и просто поднять настроение.

Развитию творческих способностей детей способствуют различные кубики, конструкторы, пазлы, мозаики, материалы для лепки, аппликаций и т. п. У ребёнка появляется возможность самому сначала придумывать, а после – создавать что-либо с помощью подобных игрушек. Это развивает креативность мышления, сообразительность и изобретательность.

Благодаря сюжетным игрушкам, которые в более или менее реалистичной форме передают образы людей, животных, предметы быта, транспорт и т. д., ребёнок учится выполнять определённые социальные роли, расширяется его кругозор, развивается фантазия. Благодаря им малыш может «шить», «варить» и даже «лечить». А технические игрушки – микроскопы, бинокли, небольшие телескопы, синтезаторы и т. д. – могут выявить способности ребёнка и даже повлиять на выбор будущей профессии.

Немаловажную роль играют звуковые игрушки, такие как говорящий алфавит, игрушечные музыкальные инструменты, – они воспитывают в ребёнке любовь к музыке, развивают слух и в целом благотворно воздействуют на умственное развитие.

Ещё один пример позитивных игрушек – спортивные. Это может быть самокат, скакалка, роликовые коньки, мячи разных размеров, бадминтон и другие. Они непосредственно влияют на моторику, развивают ловкость, внимательность и находчивость.

Игрушки должны быть разнообразными, однако это вовсе не означает, что нужно следовать девизу «что ни день – то новая покупка». Задача родителей – задействовать как можно шире творческие способности ребёнка, побуждая его совершать всё новые действия с одной и той же игрушкой.

Некоторые игрушки – вовсе не игрушки?

Для детей игрушка – не простой предмет, она обладает характером. Это непременно должно учитываться родителями при выборе игрушек. Чем добрее выражение лиц у игрушечных героев, тем спокойнее будут сюжеты, возникающие в воображении малыша. Эти сюжеты ребёнок переносит в стиль поведения со своими игрушками, формируя своё собственное восприятие действительности. Именно поэтому не следует приобретать игрушки, имитирующие оружие, а также фигурки отрицательных героев. Малыш может привязаться к ним и сам стать нервным и агрессивным.

Куклы и мягкие игрушки, имитирующие животных, должны быть по возможности пропорциональными. Лучше подарить дочери игрушечного пупса, за которым она будет ухаживать, кормить его и укладывать спать, чем куклу со взрослым телосложением и цветными волосами.

В саду малыш может увидеть у товарища фигурку мультипликационного героя, который не соответствует представлениям родителей об эстетических и педагогических свойствах игрушки. Однако же ребёнок настаивает на её покупке. Нужно постараться понять, почему ему нравится именно эта игрушка, попросить охарактеризовать её и объяснить, почему автомат или злобный антигерой не станет хорошим другом.

Напоследок повторимся, что малыш развивается в процессе игр, именно поэтому главным критерием при выборе детских игрушек должно быть отсутствие в них таких качеств, как злобность, жестокость, безразличие и агрессия. 

Большой выбор развивающих игрушек Вы найдете в разделе РАЗВИТИЕ.